Четверг, октября 19, 2017

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Данилова Н.В., завхоз ГБОУ Школа №1301 им. Е.Т.Гайдара (дошкольное отделение №1, №2). г. Москва, Россия

 

Аннотация: автор статьи описывает современные практические подходы дошкольной образовательной организации в оказании помощи родителям и возможные перспективы их развития.

Ключевые слова: компетентное решение, организация работы с семьёй, педагогическая культура родителей.

 

В настоящее время недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо постоянно заниматься самообразованием. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях присутствует во всех сферах жизни – профессиональной, досуговой, общественной, личной.

Современная семья испытывает потребность в разных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а, значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. Часто возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к проблеме: нет образцов того, как справится с ситуацией. Ощущение несостоятельности (в любой сфере) болезненно для большинства людей. В подобных случаях непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Педагогический коллектив детского сада может помочь родителям воспитанников в повышении их педагогической компетентности.     

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия с ребенком, проблем у него не возникает. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей.   

В науке эти принципы составляют базу андрогогической модели обучения (андрогогика – наука об образовании взрослых), в которой (в отличие от педагогической модели), ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Методы обучения – поисковые, учебный процесс включает в себя постановку проблем и поиск решений, отбор и организацию информации самими обучающимися, предполагают их собственную активность при консультативной роли обучающего.

Именно поэтому содержание и форма работы с семьёй в ДОУ отличаются разнообразием. Не может быть единого стандарта в обучении взрослых людей - родителей: жизненные ситуации диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными по вопросам воспитания и образования.[1]

Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако и 35-40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знания о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ преодолевать трудности взаимодействия.

Необходимость поиска заработка, перегрузка на работе приводит к ухудшению физического и психологического состояния родителей воспитанников, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнку ставятся как внешние проблемы, так домашние неурядицы. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций родителей, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. Часто ребёнок находится в детском саду около 12 часов, поэтому большая роль во взаимопонимании его с окружающим миром принадлежит педагогу. Нередко влияние педагога на ребенка выше влияния родителей. Многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребёнка, просят именно педагога оказать им помощь.

Создание коллектива единомышленников: родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребёнка,  позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим испытаниям в школе и жизни.

Успех сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй возможен при следующих условиях:

  •  родители доверяют педагогам;
  • создана общая установка на совместное решение задач целостного развития ребёнка;
  • выработана общая стратегия сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.

При соблюдении данных условий можно реализовывать согласованный индивидуальный подход к каждому ребёнку в целях его целостного развития.

 Важное условие эффективного образования родителей – доверительное общение между родителями и педагогами. Доверие партнёров друг к другу развивается поэтапно (И.А.Карпенко, В.А.Петровский, 1986г.).

Первый этап – трансляция родителям только положительных качеств и достижений ребёнка, благодаря чему между педагогами и родителями с самого начала складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Нередко в повседневном общении родители упускают из виду положительные черты личности ребенка, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Данный этап позволяет «изменить акцент» в отношении к ребёнку.

Второй этап – трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье (например, о развитии отношений ребёнка со сверстниками).

Третий этап – ознакомление педагогов с проблемами ребёнка.

Диалог между родителями ребёнка и педагогом сможет состояться только после первых двух этапов, когда на основе достигнутой доверительности у родителей возникает потребность обмениваться с педагогами результатами наблюдений, размышлений об индивидуальности ребёнка (его вкусах, поведении, привычках) дома. На данном этапе позиция педагога – практическая.

Четвертый этап – заключительный, определяющий перспективы дальнейшего сотрудничества. Для него характерно принятия совместного решения о поддержке ребёнка в его личностном развитии.

Совместная деятельность детей и воспитывающих взрослых имеет особый смысл – показать возможные варианты положительного сотрудничества ребёнка и взрослого, приёмы общения с ребёнком [2].

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольника, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.

К коллективным формам относятся родительское собрание, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связей с семьёй. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетание с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Например, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарий, участвуют в конкурсах. [3]

В основу программы «Успешный родитель», реализуемой  в нашем детском саду, заложен важный принцип толерантности (принятия традиций, взглядов, сложившихся в семье). Родители имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль взаимоотношений с ребёнком, своё собственное отношение к педагогическим воздействиям общества.

Поэтому педагоги дошкольного отделения школы №1301, руководствуясь чувством педагогического такта во взаимоотношениях с родителями, выступают только в роли рекомендующего лица, специалиста – консультанта.

 

Список литературы:

1. Козлова А.В., Дешеулина Д.В. «Работа ДОУ с семьёй» методические рекомендации, Творческий Центр, М., 2009

2. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», Творческий Центр, М., 2008

3. Зверева О.Л., Т.В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ», методический аспект, Творческий Центр, М., 2009.

//