Понедельник, декабря 18, 2017

ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Чапурина Татьяна Борисовна, учитель начальных классов ГБОУ ЦО № 1489, г. Москва, Россия

 

Аннотация: в статье рассматривается вопрос необходимости работы по ранней профориентации в начальной школе; автор делится опытом работы с учащимися начальной школы по ознакомлению с миром профессий, приводит пример фрагмента сценария внеклассного мероприятия.

Ключевые слова: профессия, профориентация, профессиональное самоопределение.

 

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим», человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.

Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

В начальной школе учитель приобщает детей к миру разнообразных профессий через игру. Разрабатывая различные сюжетно–ролевые игры о профессиях, учитель начальных классов опирается на личные наблюдения детей:

  • Кто по профессии твои родители? Расскажи.
  • Разыграйте сценку «Я - врач, учитель, рабочий….».

Разработанные сценарии помогают моим воспитанникам узнать о профессиях строителей, инженеров, экологов и т.д.

Приведем пример сценария мероприятия «Парад профессий».

Тема: Парад профессий. «Строитель» (зарисовка для актового зала; 1 класс)

Цель: ознакомить учеников с основными видами  строительных профессий.

Задачи:

  • расширить представления учеников об основных видах строительных профессий;
  • создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений;
  • формировать уважительное отношение к профессиональной деятельности человека.

Оборудование:

  • самодельная книга «Строительные специальности»;
  • коробки-«кирпичи» с табличками: «Землекоп», «Каменщик», «Бетонщик», «Кровельщик», «Слесарь», «Электрик», «Плотник», «Столяр», «Сантехник», «Крановщик», «Плиточник», «Экскаваторщик», «Бульдозерист», «Архитектор».  На обратной стороне «кирпичиков» нарисованы окна.
  • коробка – «крыша»;
  • лист бумаги с рисунком дома;
  • у каждого ученика свой рисунок «Моя профессия».

                    На сцену выходит 1 ученик

1 ученик:  Мне бы вырасти немножко,

                   Вот настолько подрасти,

                   Я бы сразу стал…

                На сцену выбегает 2-ой ученик

2 ученик:  Серёжка!

                   Ты бы стал коров пасти?       

1 ученик: Вот и нет. Я стал бы,

                  Стал бы…

2 ученик: Космонавтом? Моряком?

1 ученик: Нет, я стал бы,

                  Стал бы, стал бы…

2 ученик: Ну что ты тянешь?

                  Сам не знаешь, кем бы стал.

         С другой стороны сцены выходит 3-ий ученик

3 ученик: Готов поделиться мечтою своею,

                  Строителем хочется стать поскорее.

                  Дома и дворцы научусь возводить

                  И школы, куда будут дети ходить.

        На сцену выходит ученица, в руках у неё самодельная книга «Строительные специальности».

 Ученица:   Строитель – это специалист по  строительству. Сейчас трудно найти человека, который мог бы заниматься всеми строительными работами от начала до конца. Любая стройка в наши дни – дело для целого коллектива строителей, каждый из которых имеет свою специальность и выполняет определённую работу. Строительных специальностей очень много.

На сцену выходят ученики «строители». В руках у них – коробки «кирпичики». На коробках – таблички, названия строительных профессий:

«Землекоп», «Каменщик», «Бетонщик», «Кровельщик», «Слесарь», «Электрик»,

«Плотник», «Столяр», «Сантехник», «Крановщик», «Плиточник», «Экскаваторщик», «Бульдозерист», «Архитектор». 

2 ученик: Как много  разных специалистов!

                   Кто же первым начинает строить    дом?

     Выходит ученик «Архитектор». В руках у него – лист бумаги и карандаш. На бумаге нарисован дом.

«Архитектор»:

                             Архитектор строит дом,

                             Дом многоэтажный.

                             Строит дом карандашом

                             На листе бумажном.

                             Нужно всё нарисовать,

                             Вычислить, проверить,

                             Все квартиры сосчитать,

                             Лестницы и двери.

                             Чтоб стоял он много лет,

                             Чтобы был в квартире свет,

                             Ванны, умывальники

                             Для больших и маленьких.

Ученица:           Строители, постройте дом

                            С крышей, дверью и окном!

       «Строители», читая стихотворение, строят из «кирпичиков» дом, поворачивая «кирпичики» разрисованной стороной к зрителям.

1 «строитель»  : Раз этаж,

2 «»                    : Два этаж,

3 «»                    : Десять раз по дважды:

4 «»                    : Достаёт до неба наш

                              Дом  многоэтажный.

5 «»                    : Раз окно,

6 «»                    : Два окно,

7 «»                    : В каждом светит солнце,

8 «»                    : Словно с нами заодно

                             Новый дом смеётся.

Появляются «монтажники» и поют 1 куплет песни «Весёлый марш монтажников» из кинофильма «Высота».

                           Не кочегары мы, не плотники,

                           Но сожалений горьких нет как нет!

                           А мы монтажники – высотники, да!

                           И с высоты вам шлём привет!

На дом «монтажники» ставят крышу, сделанную из коробки.

                                    Выходит «Маляр».

«Маляр»: Я – маляр. Я в дом пришёл,

                   Крашу стены, двери, пол.

                   Будет дом красив и ярок,

                   Словно радуги подарок.

2 ученик: Серёжка!

                  Ты профессию выбрал себе?

1 ученик: Я стал бы, стал бы…

                  Нет, я просто не хвастун.

                  Я сначала подрасту,

                  Стану и тогда скажу.

Учитель предлагает  всем выставить свои рисунки – появляется выставка «Моя профессия».