Понедельник, декабря 18, 2017

ОСОБЕННОСТИ ВЫСТРАИВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Алиева Рена ашраф кызы, магистрант 2 курса обучения по программе «Управление в образовании» МПГУ, воспитатель ГБОУ Лицей № 2010, г. Москва, Россия

 

Аннотация: статья посвящена особенностям выстраивания межличностных отношений в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, межличностные отношения, концепция межличностных отношений

 

Проблеме выстраивания межличностных отношений в коллективе посвящены множество работ ученых и практиков.

Обратимся к исследователю Б.Г. Ананьеву [1], который считает, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, определяется всегда системой общественных отношений, в которую оно включено. Однако, по его мнению, поскольку общение постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, то в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними.

 Анализируя все составляющие процесса общения как психологического процесса, Б.Г. Ананьев помимо речевых и неречевых средств общения выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей.  Также автор акцентирует внимание на существовании постоянных связей между этими составляющими по отношению ко всему процессу. Кроме того, им отмечается существование взаимозависимости между:

а) информацией о людях и межличностными отношениями;

б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;

в) преобразованием внутреннего мира самой личности [там же].

Н.Н. Богомолова предполагает, что межличностные отношения – это содержание процесса действия объективных общественных законов и отношений. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Человеку всегда важно, как к нему относится другой, какова его реакция на обращения и поведение, мы всегда, так или иначе сравниваем себя с другим, сопереживаем ему. Все это отражает нашу связь с другими людьми, степень нашей включенности в их переживания. Поэтому в межличностных отношениях и восприятии другого всегда отражается собственное Я- человека [2].

Главная функция межличностных отношений – это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие взаимодействия. Межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Межличностные отношения в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности.

Поэтому, по нашему мнению, в педагогическом коллективе целесообразно систематически проводить работу, направленную на формирование гармоничных отношений, построенных на принятии, доверии, умении разрешать конфликты.

В результате возросшей необходимости работы с педагогическим коллективом, отсутствия специалистов по работе с педагогами, такая работа, как показывает практика,  превращается в общую функцию руководства образовательного учреждения [3].

Общеизвестно, что в педагогических коллективах кроме официальных взаимоотношений стихийно складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые ничем не регламентируются. Характер взаимоотношений влияет на уровень морально-психологического состояния педагогов образовательного учреждения.

Следует отметить, что взаимоотношения возникают как результат их психического взаимодействия в совместной деятельности, а проявляются в способах воздействия и влияния людей друг на друга. Эти способы взаимного воздействия (или формы межличностных и межгрупповых отношений) весьма разнообразны. Среди них выделяют авторитет, дружбу, товарищество, круговую поруку, соперничество, симпатию и антипатию, подражание, панибратство и др. В их основе лежат установки, ориентации, ожидания членов коллектива, которые в свою очередь определяются содержанием и организацией совместной деятельности. Взаимные отношения служат почвой для формирования общественного мнения в коллективе, возникновения коллективных настроений, проявляются в тех или иных традициях, выступают фактором, образующим социально-психологический климат коллектива.

Взаимоотношения в педагогическом коллективе – это система взаимосвязей, возникающая и развивающаяся между педагогами в процессе их взаимодействия во всех сферах педагогической деятельности и сопровождаемая различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих [6].

А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы [6]:

  • эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива;
  • ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой;
  • глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями.

Расширенное понимание системы межличностных отношений мы находим у В.Б. Ольшанского, который включает в эту систему социально - перцептивные процессы и аттракцию, процессы взаимовлияния людей и ролевые отношения [3].

Профессор Я.Л. Коломинский включает в систему межличностных отношений в группе как личные, так и деловые отношения [4].

Таким образом, межличностные отношения – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

В структуре межличностных отношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [6].

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения человека к другим людям, к группе в целом.

Основным критерием оценки межличностных отношений, по мнению многих исследователей, является состояние удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов. Социально-психологический климат – показатель целостной удовлетворенности-неудовлетворенности всей группы от совместной жизни, деятельности, взаимоотношений, общения и взаимодействия.

В межличностных отношениях важную роль играют индивидуальные качества каждого человека, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д.

Существуют, как известно, понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости.

Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности.

Несовместимость – взаимное неприятие (антипатия) партнеров, основанное на несовпадении социальных установок, ценностных ориентации, интересов, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Таким образом, выстривание межличностных отношений в трудовом коллективе напрямую связано с особенностями и характеристиками самого коллектива, а также с характером влияния социальной и социально-психологической среды, в которой коллектив функционирует.

 

Список литературы:

1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СП.б «Питер», 2002.

2.Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. М, 2008.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 416 с.

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, Изд-во БГУ, 2009.- 284 с.

5. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. М.. 1996.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание. 2008. –384 с

7. Трусов В., Ципцюк В. О соответствии социальной установки и поведения / Теоретические и прикладные наследования психологического воздействия. - Иваново, 1982, С. 104-113