Четверг, октября 19, 2017

ТЕАТР-ИГРА «ЖИВАЯ СКАЗКА»

Скупченко Юлия Владимировна, заместитель заведующего по УВР дошкольного отделения se_ver76@mail.ru, Демченко Светлана Владимировна, музыкальный руководитель ЧУОО  «Московская интернациональная школа Планета» E-mail: sweta-lana@inbox.ru г. Москва, Россия

 

Аннотация: авторы статьи рассматривают совместную с родителями театрализованную деятельность детей-дошкольников, как важное средство развития навыков общения и последующей успешной адаптации в обществе; делятся опытом реализации проекта «Театр-игра «Живая сказка» в условиях дошкольной образовательной организации; рассматривают  возможность работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: общение, развитие, взаимодействие, совместная театрализованная деятельность.

 

Главную роль в развитии системы представлений индивида о самом себе («Я-концепция» ребенка) играет общение с взрослыми. Ребенок познает мир посредством общения с взрослыми и со сверстниками. К сожалению, в современном мире практически нет места живому общению, которое подменяется участием в  компьютерных играх, погружением в виртуальный мир, обменом информацией в социальных сетях, как детей, так и взрослых.  

Дефицит общения детей и родителей – обычное явление, результаты которого мы, педагоги, наблюдаем ежедневно в детском саду, когда родители каждый день приводят и забирают домой своих детей. В период школьного обучения контакт между родителями и детьми уходит в личное пространство семьи, и педагог уже не имеет возможности увидеть, посоветовать, подсказать. По нашему мнению, именно в дошкольной образовательной организации педагоги могут научить родителей и детей полноценно и продуктивно общаться, ценить общение, для того чтобы минимизировать проблемы в будущем.

Опыт работы в дошкольной образовательной организации позволил нам определить трудности, проблемы в сфере выстраивания взаимоотношений «родители-дети-педагоги». Мы разработали и реализовали нестандартную форму взаимодействия детей и взрослых – проект «Театр-игра «Живая сказка». В основе проекта – создание условий для организации единого пространства развития ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса. Погружение в игру послужило основой разработки нашего проекта. Участники игры – это и дети, и взрослые (персонажи), и взрослые (родители).

Организуя театрализованную деятельность, мы акцентировали внимание на тесном взаимодействии взрослого и ребёнка в ситуации, которая разыгрывается по определённому сценарию.

Вопрос об организации и проведении детских праздников, квестов, другими словами приключение (игровое),  во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели, в наше время очень широко разрекламирован и является достаточно хорошим источником доходов. При этом данный вид мероприятий очень популярен и во взрослой аудитории. Ответ достаточно очевиден: в нашем современном обществе человек настолько активен, что даже во время отдыха мозгу просто необходимо решать какие-то задачи, поэтому очень популярными становятся квесты – головоломки.

Наш проект «Театр-игра» коренным образом отличается от стандартных анимированных детских праздников.

Во-первых, участниками праздника являются только воспитанники нашего детского сада. Таким образом, у нас есть возможность осуществлять  индивидуальный подход, так как на протяжении определённого времени мы работаем с этим ребёнком: знакомы с его характером, темпераментом, с особенностями развития, с семьёй и т.д.

Во-вторых, мы создаём  сценарий для конкретного ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности.  Активное участие в выборе темы праздника принимают родители, озвучивая предпочтения, увлечения своего ребёнка. Кроме этого, родители обязательно готовят маленькие призы для каждого участника по теме праздника.

В-третьих, в структуру сценария включается этап развивающей изобразительной деятельности: аппликация; лепка (пластилин, тесто); работа с тканью, нитью; конструирование (конструктор, бросовый материал).  Также в сценарии предусмотрены элементы ознакомления с окружающим миром: предметное окружение, экологическое воспитание.

В-четвёртых, в сценарий всегда включаются элементы психотерапевтических игр. Мы работаем с цветом: теплый желтый цвет (цвет солнца) - это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый цвет способствует дружелюбному отношению детей друг к другу. Мы работаем с формой: объединяющая сущность круга (контактные объединяющие игры). Мы работаем с пространством: элементы телесно-ориентированной терапии (очень важный элемент при работе с детьми с эмоциональными расстройствами), игры для пространственной ориентировки.

 Большое внимание уделяется психологическому выстраиванию сюжета, что включает в себя:

  • Погружение в сюжет сказки.
  • Проблемная ситуация (отрицательный герой, соревновательный процесс и т.д.).
  • Заключительный этап (разрешение проблемной ситуации, конец путешествия и т.д.).

Опыт проведения подобных мероприятий показывает, что тем самым решаются следующие важные задачи:

  • создание условий для организации взаимодействия родителей - детей - дошкольной организации, вовлечение родителей  в единое развивающее пространство дошкольной организации;
  • осуществление художественно-эстетического развития детей;
  • возможность работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности и особенности развития  (например:  расстройства аутистического спектра; нарушения речевого развития; дети с расстройствами коммуникативной сферы). Терапевтический эффект заключается в следующем: преодоление страхов, барьеров в общении, переживание разных по характеру эмоций.

Организация таких праздников играет большую роль в развитии детей. Дети имеют возможность раскрепоститься, проявить актёрские способности, получить опыт выступлений перед обширной аудиторией. Кроме того, такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива в ходе совместной творческой деятельности.

 

Список литературы:

  1. Скупченко Ю.В., Демченко С.В. Организация и проведение индивидуальных  праздников в детском саду, как форма организации эстетического развития ребёнка// ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ. 2015.-№ 8.
  2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-272 с.- (Справочник образования).